Икона дня:

Святые дня

• 1 ноября Ср.
09:00     Утреня. Литургия. Прор. Иоиля
• 4 ноября Сб.
09:00     Утреня. Литургия. Празднование в честь иконы Казанской Божией Матери
• 5 ноября Вс.
08:00     Утреня. Литургия. Неделя 22-я по Пятидесятнице. Празднование в честь иконы Казанской Божией Матери
• 8 ноября Ср.
09:00     Утреня. Литургия. Вмч. Дмитрия Солунского
• 11 ноября Сб.
09:00     Утреня. Литургия. Прмц. Анастасии Римляныни
• 12 ноября Вс.
08:00     Утреня. Литургия. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его Зиновии
• 15 ноября Ср.
09:00     Утреня. Литургия. Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними
• 18 ноября Сб.
09:00     Утреня. Литургия. Мчч. Галактиона и Епистимии
• 19 ноября Вс.
08:00     Утреня. Литургия. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Свт. Павла исп., патриарха Константинопольского
• 22 ноября Ср.
09:00     Утреня. Литургия. Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305)
• 25 ноября Сб.
09:00     Утреня. Литургия. Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского
• 26 ноября Вс.
08:00     Утреня. Литургия. Неделя 25-я по Пятидесятнице. Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского
• 29 ноября Ср.
09:00     Утреня. Литургия. Апостола и евангелиста Матфея
• 2 декабря Сб.
09:00     Утреня. Литургия. Прор. Авдия (из 12-ти) (IX до Р.Х.)
• 3 декабря Вс.
08:00     Утреня. Литургия. Неделя 26-я по Пятидесятнице. Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы
• 4 декабря Пн.
09:00     Утреня. Литургия. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
• 9 декабря Сб.
09:00     Утреня. Литургия. Прп. Алипия столпника
• 10 декабря Вс.
08:00     Утреня. Литургия. Неделя 27-я по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение»
• 13 декабря Ср.
09:00     Утреня. Литургия. Апостола Андрея Первозванного (62)
• 16 декабря Сб.
09:00     Утреня. Литургия. Прор. Софонии
• 17 декабря Вс.
08:00     Утреня. Литургия. Неделя 28-я по Пятидесятнице. Вмц. Варвары
• 19 декабря Вт.
09:00     Утреня. Литургия. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца
• 23 декабря Сб.
09:00     Утреня. Литургия. Мчч. Мины, Ермогена, Евграфа
• 24 декабря Вс.
08:00     Утреня. Литургия. Неделя 29-я по Пятидесятнице. Прп. Даниила Столпника (489-490)
• 27 декабря Ср.
09:00     Утреня. Литургия. Мчч. Фирса, Левкия и Каллиника
• 30 декабря Сб.
09:00     Утреня. Литургия. Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила
• 31 декабря Вс.
08:00     Утреня. Литургия. Неделя 30-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец

Случайный кадр

Navigation


История РПЦ в живописи

В конце 80-х годов XIX века Виктор Михайлович Васнецов расписывал киевский Владимирский собор. Там он, в частности, написал фреску «Княгиня Ольга»

Княгиня ОльгаСвятая равноапостольная княгиня Ольга стала управлять Киевской Русью после гибели своего мужа великого князя Игоря Рюриковича. Она явилась первым русским правителем, принявшим христианство.
Это произошло в 955 году во время её визита в столицу Византийской империи. Таинство Крещения совершил патриарх Константинопольский Феофилакт. Восприемником стал император Константин VII Багрянородный. А Киевскую Русь в 988 году крестил внук Ольги святой равноапостольный князь Владимир Святославович. Летописец Нестор в «Повести временных лет» написал о княгине Ольге: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи …» За всю историю христианства лишь шесть женщин были причислены к лику святых равноапостольных. Помимо княгини Ольги это: Мария Магдалина, первомученица Фёкла Иконийская, мученица Апфия Колосская, римская императрица Елена и просветительница Грузии Нина.

 

В конце 80-х годов XIX века Виктор Михайлович Васнецов расписывал киевский Владимирский собор. Там он, в частности, написал фреску «Крещение князя Владимира»

Крещение князя Владимира

В 987 году войско киевского князя захватило принадлежащий Византийской империи город Херсонес. В настоящее время его территория входит в состав Севастополя. Владимир Святославович потребовал в жёны Анну, сестру византийских императоров-соправителей. Василий II Болгаробойца и Константин VIII вынужденно согласились. Однако они выдвинули непременное условие. Князь должен был креститься. Для императоров выдача замуж за язычника своей православной сестры стала бы страшным позором. А вот для брака с единоверцем не было серьёзных препятствий. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Херсонес Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной крестился в церкви святого Василия, стоявшей на городской площади. Обряд совершил херсонесский митрополит. Ему помогали прибывшие из Константинополя священники. В 1891 году на предполагаемом месте крещения святого равноапостольного князя Владимира был возведён Владимирский собор.

 

Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) написал картину «Крещение киевлян»

Крещение киевлян

Из Херсонеса новокрещённый Владимир Святославович привёз в Киев мощи святого Климента. Христианский правитель приказал уничтожить в городе всех языческих идолов. Княжеские дружинники изрубили или сожгли истуканов. Главного из них – богато украшенного Перуна, привязав к конскому хвосту, били палками и сбросили с горы в Днепр. Чтобы язычники не вытащили идола из реки, княжеские воины долго отталкивали его от берегов. В «Повести временных лет» написано: «Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб - будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". Обряд крещения совершил прибывший с князем херсонесский митрополит. Ему помогали священники из Константинополя.

 

Василий Петрович Верещагин (1835-1909) написал картину «Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г.»

Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г.

На следующий год после Крещения Руси святой равноапостольный князь Владимир Святославович заложил первую древнерусскую каменную церковь. Этот храм был построен на месте убийства язычниками в 978 году первых русских мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна. На постройку данной церкви великим Киевским князем была выделена десятая часть его доходов - "десятина". Поэтому церковь во имя Пресвятой Богородицы стали называть Десятинной. Мастерам из Византии потребовалось 7 лет на возведение красивейшего храма. В нём служили прибывшие из Константинополя священники. Первым настоятелем стал Анастас – человек, обеспечивший захват Херсонеса войском князя Владимира Святославовича. В богато украшенной Десятинной церкви, в частности, находились мощи святой равноапостольной княгини Ольги, бабушки его создателя.

 

В 1848 году Василий Егорович Раев написал картину «Блаженный Алипий, иконописец Печерский»

Блаженный Алипий, иконописец Печерский

Алипий жил в конце XI - начале XII веков. Преподобный являлся иноком Киево-Печерского монастыря (в 1688 году переименован в Лавру). Он стал первым русским иконописцем. Талантливый монах написал на заказ много образов. Однажды, ему было поручено написать икону Успения Пресвятой Богородицы к соответствующему празднику. Однако, через несколько дней после начала работы Алипий тяжело заболел и уже не мог продолжать писать. Благочестивый заказчик очень волновался, что этой иконы вовремя не будет в храме. В последнюю ночь неожиданно в келье появился красивый юноша. И за три часа написал за больного старца прекрасную икону. Окончив работу, незнакомец вместе с образом растворился в воздухе. Преподобный Алипий догадался, что, это был ангел, который не мог забрать его душу до тех пор, пока не будет дописан образ Богоматери. Чудесным образом икона оказалась в нужной церкви к требуемому времени и на подобающем месте. Иконописец нашёл в себе силы всё рассказать игумену. В тот же день святой почил в бозе.

 

В конце 30-х - начале 40-х годов XIX века Яков Фёдорович Капков написал полотно «Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды»

Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды

В то время Русь находилась под золотоордынским игом. Митрополит Киевский и всея Руси Алексий (Бяконт) был знаменит исцелениями, происходившими по его молитвам. Поэтому, когда ханша начала слепнуть, золотоордынский правитель Чанибек (Джанибек) написал великому князю Ивану II Ивановичу (Красному): «Мы слышали, что Небо ни в чём не отказывает молитве главного попа вашего. Да испросит же он здравие моей жене!» Святитель выехал к хану. В августе 1357 года Алексий излечил Тайдулу. С того момента влиятельная супруга хана всегда вставала на сторону вылечившего её святителя. В 1365 году в память об этом чудесном исцелении Митрополит Алексий основал в Московском Кремле уничтоженный в 1930 году Чудов монастырь.

 

В 1914 году Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Поединок Пересвета с Челубеем»

Поединок Пересвета с Челубеем

Готовясь к сражению с темником Мамаем, великий князь Димитрий Иванович приехал в монастырь к Сергию Радонежскому. Уже тогда преподобный Сергий славился по всей Руси как праведник и чудотворец. Святой старец не только благословил князя. Он отправил с ним двух иноков знатного рода до пострижения являвшихся прекрасными воинами. Одним из этих был Пересвет. По обычаю того времени любой битве предшествовал поединок лучших воинов. Исход такого единоборства имел огромное психологическое значение. Поэтому золотоордынцы выставили Челубея – умелого воина огромной физической силы. Но и Пересвет был богатырём. 8 сентября 1380 года произошла Куликовская битва. Её началом стало противоборство Пересвета с Челубеем. Оба воина сразу погибли, одновременно пронзив друг друга копьями. РПЦ причислила отважного монаха-воина к лику святых.

 

Борис Артемьевич Чориков (1802—1866) сделал иллюстрацию «Перенесение иконы Божией Матери из Владимира в Москву»

Перенесение иконы Божией Матери из Владимира в Москву

По преданию, Владимирскую икону Богоматери написал евангелист Лука. Образ хранился в Вышгородском монастыре под Киевом. В 1155 году князь Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукого), отправляясь править Владимиро-Суздальским княжеством, взял икону с собой. Она была помещена во Владимирский Успенский собор. Образ издавна являлся чудотворным. В 1395 году знаменитый среднеазиатский полководец Тамерлан (Тимур) совершил поход на Русь. Он решил опустошить русские княжества, подвластные золотоордынскому хану Тохтамышу. Огромное войско, разорив Рязанское княжество, захватило город Елец и двинулось к Москве. Москвичи были в панике и отчаянии. Великий князь Московский и Владимирский Василий I (сын Дмитрия Донского) в качестве последнего средства решил доставить в Москву чудотворную икону. 26 августа вне города на Кучковом поле множество москвичей встретило крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном. В это самое время Тамерлан во сне увидел Богородицу. Летописец так описал случившееся: "И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы". В честь избавления от нашествия на месте встречи иконы был построен Сретенский монастырь. Ведь по церковнославянски "встреча" - "сретение". С той поры Владимирская икона Божьей Матери находится в Москве.

 

Павел Фёдорович Плешанов в 1855 году написал картину «Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года»

Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года

В январе 1547 года митрополит Макарий венчал на царство юного великого князя Ивана Васильевича, который позже стал известен как Иван Грозный. После этого царская родня по материнской линии приобрела большое влияние. Её ненавидели многие бояре. В июне 1547 года в Москве случился сильный пожар. По горящему городу пронёсся нелепый слух, будто бы причиной ужасного несчастья стало колдовство бабки царя княгини Анны Глинской. Молва утверждала, что она разрывала могилы и вырезала у покойников сердца. А потом, высушив их, толкла в порошок, сыпала в воду, окропляла ею дома, которые загорались. В народе говорили, что город сгорел из-за "волхвования" всего семейства Глинских. Немедленно вспыхнуло восстание. Погибли многие приближённые Глинских. Дядя царя князь Юрий попытался спастись в храме. Однако разъярённая толпа убила его прямо в церкви. В это время испуганный царь находился во дворце на Воробьёвых (Ленинских) горах. Там мало кому известный ранее священник Сильвестр из кремлёвского Благовещенского собора произнёс обличительную речь. 17-летний Иван IV его внимательно слушал. Н.М. Карамзин так описывает данное событие: «… приближился к Иоанну с подъятым, угрожающим перстом, с видом пророка, и гласом убедительным возвестил ему, что суд Божий гремит над главою Царя легкомысленного и злострастного; что огнь Небесный испепелил Москву; что сила Вышняя волнует народ и лиет фиал гнева в сердца людей. Раскрыв Святое Писание, сей муж указал Иоанну правила, данные Вседержителем сонму Царей земных; заклинал его быть ревностным исполнителем сих уставов…». Потрясённый молодой монарх отстранил от руководства страной бояр. Он образовал около себя тесный круг доверенных неродовитых советников. В их число вошли А.Ф. Адашев, митрополит Макарий и протоиерей Сильвестр, переведённый Макарием в Москву.

 

В 1898 году Николай Васильевич Неврев написал картину «Митрополит Филипп и Малюта Скуратов»

Митрополит Филипп и Малюта Скуратов

Митрополит Московский и всея Руси Филипп II (Колычев) в Успенском соборе открыто выступал против жестокой внутренней политики царя Ивана Васильевича. Это сильно злило не терпевшего возражений монарха. Поэтому неугодный архипастырь был лишён сана и отправлен в Отроч Успенский монастырь. Там в декабре 1569 года его убил Малюта Скуратов. После этого убийца заявил игумену, что бывший митрополит умер из-за его небрежности - "от неуставного зною келейного". Невозможно представить, чтобы, опричник совершил такое злодеяние по своей воле, а не указанию Ивана Грозного. Митрополит Димитрий Ростовский (Туптало), так описал произошедшее: «Вошедши в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святого и сказал: - Владыка святой, дай благословение царю идти в Великий Новгород. Но Святой отвечал Малюте: - Делай, что хочешь, но дара Божиего не получают обманом. Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою». Тело святителя погребли в монастырском соборе. Братия Соловецкого монастыря в 1591 году обратилась с просьбой о перенесении мощей Филиппа в свою обитель. Они были доставлены и помещены в Спасо-Преображенском соборе.

 

В 1888 году Илья Ефимович Репин написал картину «Инок Филарет в заточении в Антониево-Сийском монастыре»

Инок Филарет в заточении в Антониево-Сийском монастыре

В 1598 году русским царём избрали Бориса Годунова. Спустя два года, он, приказал насильно постричь в монахи боярина Фёдора Никитича Романова. Это, было сделано для того, чтобы, лишить его прав на престол, как родственника первой жены Иоанна Грозного. С 1601 по 1605 год инок Филарет содержался в заключении в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре (Архангельская область). В 1613 году 16-летнего Михаила Фёдоровича, единственного сына инока Филарета, избрали царём. В 1619 году, по возвращении из польского плена, Филарет стал Патриархом Московским и всея Руси. Интронизацию совершил бывший, тогда, в Москве Патриарх Иерусалимский Феофан III. Помимо исполнения обязанностей Предстоятеля РПЦ, отец монарха официально являлся соправителем Русского царства. Патриарх Филарет носил титул «Великий государь», и, фактически руководил страной. Причём, правил, он, весьма успешно.

 

В 1894 году Сергей Дмитриевич Милорадович написал картину «Оборона Троице-Cергиевой лавры»

Оборона Троице-Cергиевой лавры

В «Смутное время» Православная Церковь являлась единственной организацией, последовательно отстаивающей интересы русского государства. А её оплотом стал Троице-Cергиевый монастырь (в 1742 году переименован в Лавру). Во многом из-за этого 23 сентября 1608 года польско-литовские отряды, численностью более 15 000 человек, под командованием гетманов Сапеги и Лисовского попытались захватить православную святыню. Защитников монастыря насчитывалось не более 2400. Это были: дворяне, «дети боярские», стрельцы, казаки и крестьяне из окрестных селений. В числе защитников было примерно 200 иноков. Многие из них прежде являлись воинами. И, когда потребовалось, снова взялись за оружие. Одним из руководителей обороны являлся архимандрит Иосаф. Не сумев сразу осуществить задуманное, интервенты пытались взять твердыню измором. Время от времени поляки шли на штурм. 31 июля 1609 года состоялся последний приступ. Хотя в живых осталось менее 200 обороняющихся, он был отбит. Лишь 12 января 1610 года осада была снята. В «Смутное время» 16-месячная оборона Троице-Cергиевого монастыря стала для русских людей ярким примером успешной борьбы за независимость.

 

В 1860 году Павел Петрович Чистяков написал картину «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков»

Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков

Во время «Смутного времени» значительная часть Московского государства находилась под властью польско-литовских войск. Патриарх Гермоген, в частности, отказался признать русским царём польского королевича Владислава. Поэтому с 1610 года он был заточён в Чудовом монастыре в Кремле. После Пасхи 1611 года «Первое ополчение» осадило Москву. К патриарху явились интервенты и русский изменник боярин Салтыков. Во главе этой делегации был комендант Кремля Гонсевский. Осаждённые потребовали от Гермогена, чтобы тот подписал приказ русским ополченцам об оставлении города. В случае отказа они обещали казнить непокорного иерарха. Гермоген сказал: "Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдёте из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы. Если останетесь, здесь я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру". В отместку захватчики оставили старца в заточении. Там 17 февраля 1612 года священномученик скончался от голода.

 

В 1886 году Александр Дмитриевич Литовченко написал картину «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского»

Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского

В начале 1652 года архиепископ Новгородский и Великолукский Никон (Минов) убедил русского царя в необходимости перенесения мощей святителя Филиппа в Москву из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. Мощи чудотворца были помещены в Успенском соборе Кремля. Через несколько месяцев Никон, пользовавшийся у молодого монарха огромным авторитетом, стал патриархом Московским.

 

В 1880 году Алексей Данилович Кившенко написал картину «Церковный Собор 1654 года»

Церковный Собор 1654 года

Патриарх Никон в присутствии царя Алексея Михайловича провозгласил широкомасштабную церковную реформу. В её ходе было сделано следующее:
- Редактирование текстов Священного Писания и богослужебных книг. - Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным.
- Изменение направления крестного хода в обратную сторону. Он стал проводиться против движения солнца. - Изменение числа просфор на проскомидии и начертания на них креста.
- Изменение во время богослужения количества возгласов. «Аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды. Значительная часть русского общества крайне негативно отнеслась к данной реформе. Произошёл так называемый «раскол».

 

В 1865 году Вячеслав Григорьевич Шварц написал картину «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче»

Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче

Шествие патриарха на осляти». Патриарх Никон (Минов) в 1656 году ввёл в обычай "шествие на осляти". Согласно ему, в Вербное воскресение он восседал на коне с привязанными длинными ослиными ушами. Животное изображало осла, на котором Иисус Христос въехал в Иерусалим. Самолюбивый Никон уподоблял себя Спасителю. Коня под уздцы вёл царь Алексей Михайлович. Процессия двигалась от Покровского собора (храма Василия Блаженного) к Успенскому собору Кремля. Данным обычаем Никон демонстрировал народу превосходство духовной власти над светской. Это было наглядное воплощение принципа «священство выше царства».

 

В 1867 году Вячеслав Григорьевич Шварц написал картину «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме»

Патриарх Никон в Новом Иерусалиме

Никон считал себя главой православного мира. Но в то время территория Палестины находилась под властью турок, исповедующих ислам. Поэтому амбициозный патриарх решил под Москвой воссоздать «Святые места». В 1656 году он основал Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Эта обитель замышлялась не только как резиденция патриархов. Со временем монастырь должен был стать центром всего Православия. Не случайно Воскресенский собор копирует Храм Гроба Господня. Никон лично руководил его постройкой. Свыше 8 лет, с лета 1658 по декабрь 1666 года, не слагая себя звания патриарха, Никон безвыездно прожил в этом монастыре.

 

В 1885 году Сергей Дмитриевич Милорадович написал полотно «Суд над патриархом Никоном»

Суд над патриархом Никоном

Летом 1658 года царь Алексей Михайлович открыто порвал отношения со своим бывшим другом Никоном. Высокомерный патриарх, не слагая с себя звания, более, чем на 8 лет, удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. В декабре 1666 года состоялось третье заседание так называемого «Большого Московского собора». Оно проходило в Благовещенской церкви Чудова монастыря и было посвящено делу неугодного патриарха. В его работе принимали участие иностранные иерархи: Александрийский патриарх Паисий и патриарх Антиохийский Макарий. Никона лишили патриаршего достоинства и епископского сана. Бывший патриарх был сослан в Ферапонтов монастырь. После смерти в 1676 году царя Алексея Михайловича его перевели в Кирилло-Белозёрский монастырь. Там он находился под более жёстким надзором.

 

В 1885 году Сергей Дмитриевич Милорадович написал картину «Чёрный собор»

Чёрный собор

Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году». В XVII веке Соловецкий монастырь являлся важной крепостью в борьбе со шведской экспансией. Обитель была укреплена и обладала большими запасами оружия и продовольствия на случай неожиданной осады. Несколько сот насельников обители имели воинские навыки. Ещё в 1657 году из Москвы были присланы новые богослужебные книги. Монахи не приняли церковную реформу Никона. Поэтому богослужения продолжали производиться по старым книгам. Царь послал войско, чтобы привести непокорных иноков в повиновение. Предводителем восставших являлся архимандрит Никанор. Ему помогали казначей Геронтий и келарь Азария. Название «Чёрный собор» появилось из-за цвета одеяния монахов. Более восьми лет, с весны 1668 года до зимы 1677 года, продолжалась осада мятежного монастыря, так называемое «Соловецкое сидение». Царь не осмеливался отдать приказ о штурме. Стрельцы смогли захватить обитель лишь в результате измены.

 

В 1880-1881 годах Василий Григорьевич Перов написал картину «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Никита Пустосвят. Спор о вере

После кровавого «Стрелецкого бунта» старообрядцы настояли на публичном споре о вере. Диспут состоялся утром 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля. Со стороны официальной церкви присутствовали: царевна Софья Алексеевна со своими сёстрами и тётками, патриарх Иоаким (Савёлов), его свита и бояре. С другой стороны – делегация раскольников. Ей руководил суздальский протопоп Никита Добрынин (получивший официальное прозвище «Пустосвят»). Постепенно жаркий спор перерос во взаимные обвинения в ереси и невежестве. Никита Пустосвят, видя, что уступает в дискуссии, набросился на спорившего с ним архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова). Этой выходкой потерявший самообладание глава раскольников оскорбил не только церковь, но и царскую семью. Поэтому всех старообрядцев немедленно удалили из палаты. А 11 июля за открытое неуважение к царской власти Никита Пустосвят был казнён на Красной площади.

 

В 1886 году Николай Васильевич Неврев написал картину «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением»

Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением

В 1730 году, вскоре после скоропостижной смерти отца княжны, её под караулом отправили в Тихвинский Введенский женский монастырь. Она обвинялась в колдовстве против императрицы и её фаворита Бирона. Анна Иоанновна из всего рода Юсуповых считала своим личным врагом только княжну Прасковью. Например, в то время успешную карьеру сделал родной брат несчастной девушки. Впоследствии императрица назначила его московским губернатором. В 1735 году княжну по доносу доставили в «Канцелярию тайных розыскных дел». Начальник политического сыска империи генерал-аншеф Ушаков объявил, что она за государственные преступления заслуживает смерти. Однако Анна Иоанновна, памятуя о заслугах её отца, проявила милость, отменив смертную казнь. Вместо неё после телесного наказания Прасковью насильно постригли в монахини под именем Проклы.

 

В 1761 году Алексей Петрович Антропов написал картину «Портрет Ф.Я. Дубянского»

Портрет Ф.Я. Дубянского

Протоиерей Фёдор Яковлевич Дубянский, один из образованнейших людей своего времени, был духовником Елизаветы Петровны (дочери Петра I), когда та ещё была цесаревной. Эта императрица отличалась набожностью. Поэтому её духовный отец пользовался большим влиянием при дворе. Елизавета Петровна часто отдавала распоряжения обер-прокурору Святейшего Правительствующего Синода через протоиерея Дубянского. Кроме того, он передавал императрице просьбы великой княгини Екатерины Алексеевны и исповедовал её. В 1762 году она взошла на престол под именем Екатерины II. Протоиерей Дубянский сохранил своё влияние и при новой власти.

 

В 1775 году Алексей Петрович Антропов написал картину «Портрет тверского архиепископа Платона Левшина»

Портрет тверского архиепископа Платона Левшина

Платон (Левшин) стал митрополитом Московским и Коломенским в 1787 году. Он обладал блестящим умом и огромными знаниями. Молодой Платон преподавал риторику в семинарии Троице-Сергиевой Лавре. И в 24-летнем возрасте он был назначен ректором этого учебного заведения. Позже по указу Екатерины II, восхищённой его ораторским дарованием, талантливого монаха перевели в Санкт-Петербург. Там Платон получил должность придворного проповедника и учителя Закона Божьего у наследника престола великого князя Павла Петровича (будущего императора). В 1766 году Платон стал настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. Когда Иосиф II посетил Москву, Платон на латыни знакомил царственного гостя с её древностями. Екатерина II спросила австрийского императора: - «Что он нашёл достопримечательного в Москве?» Иностранный монарх, не задумываясь, ответил: - "Платона". В 33 года он стал архиепископом Тверским и Кашинским. Не были забыты и его педагогические успехи. Так, архиепископ Платон обучал Православию вторую невесту Павла Петровича Софию-Доротею принцессу Вюртембергскую. С 1775 года управлял Московской епархией. Митрополит Платон написал книгу «Краткая Церковная Российская История». Она стала первым научным исследованием данной темы.