Икона дня:

Святые дня

• 2 ноября Сб.
09:00     Литургия. Димитриевская родительская суббота
15:00     Всенощное бдение
• 3 ноября Вс.
08:10     Водосвятный молебен. Литургия. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Прп. Илариона Великого. Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Мерглинского
• 4 ноября Пн.
09:00     Литургия. Празднование Казанской иконе Божией Матери
• 9 ноября Сб.
09:00     Литургия. Мч. Нестора Солунского
15:00     Всенощное бдение
• 10 ноября Вс.
08:10     Водосвятный молебен. Литургия. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Прп. Йова, игумена Почаевского. Свт. Димитрия, митр. Ростовского
• 13 ноября Ср.
09:00     Литургия. Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула, мч. Епимаха
• 16 ноября Сб.
09:00     Литургия. Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона. Обновление храма вмч. Георгия в Лидде
15:00     Всенощное бдение
• 17 ноября Вс.
08:10     Водосвятный молебен. Литургия. Неделя 22-я по Пятидесятнице. Прп. Иоанникия Великого
• 21 ноября Чт.
09:00     Литургия. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
• 23 ноября Сб.
09:00     Литургия. Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта и Тертия
15:00     Всенощное бдение
• 24 ноября Вс.
08:10     Водосвятный молебен. Литургия. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Вмч. Мины. Мч. Виктора и мц. Стефаниды
• 27 ноября Ср.
09:00     Литургия. Апостола Филиппа
• 30 ноября Сб.
09:00     Литургия. Прп. Никона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия
15:00     Всенощное бдение
• 1 декабря Вс.
08:10     Водосвятный молебен. Литургия. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Собор святых Эстонской земли
• 4 декабря Ср.
09:00     Литургия. Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
• 7 декабря Сб.
09:00     Литургия. Вмц. Екатерины
15:00     Всенощное бдение
• 8 декабря Вс.
08:10     Водосвятный молебен. Литургия. Неделя 25-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Случайный кадр

Navigation


Словарь церковных терминов. Литера "В"

Воздух
— большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа
Вонмем
(слав. будем внимательны) — богослужеб­ный возглас, призывающий к вниманию
Введение во храм Пресвятой Богородицы
— праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых (слав. двенадцать) непереходящих (неподвижная дата) праздников. Празднуется 4 декабря. Установлен на основании церковного предания. В этот день вспоминается, как благочестивые родители девы Марии Иоаким и Анна привели Ее в трехлетнем возрасте в иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет - посвятить Ее Богу. Согласно преданию, Мария с этого времени жила и воспитывалась при храме до своего обручения праведному Иосифу
Великая суббота
— суббота страстной седмицы (оканчивает Великий пост). В этот день вспоминается погребение тела Иисуса Христа
Великие праздники
— важнейшие праздники православной церкви. К великим праздникам принадлежат: Пасха, двунадесятые (слав. двенадцать) праздники, Обрезание Господне (14 января); Рождество Иоанна Предтечи (7 июля), день памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября, Покров Пресвятой Богородицы (14 октября)
Великий пост
— важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы. Великий пост это подготовка к Светлому Христову Воскресению (Пасхе) путем покаяния, углубления духовной жизни. Великий Пост – самый продолжительный из всех многодневных постов. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют название «святая четыредесятница». Седьмая, последняя неделя перед Пасхой – Страстная седмица. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина. Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского
Великий пяток (Великая пятница)
— пятница Страстной седмицы. В этот день совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается (если Великий пяток совпадает с праздником Благовещения, совершается литургия Иоанна Златоуста). На вечерне совершается вынос плащаницы
Великий четверток (Великий четверг)
— четверг Страстной седмицы. В этот день вспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. В кафедральных соборах при архиерейском богослужении после литургии архиереем совершается чин умовения ног сослужащим с ним священникам
Величание
— краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или какого либо святого. Начинается со слова "Величаем" (или "Ублажаем"). Поётся в праздничные дни на утрене после полиелея и на литургии после отпуста
Венцы брачные
— напоминающие по форме царскую корону венцы (один с образом Спасителя, другой – Божией Матери), возлагаемые на главы жениха и невесты при совершении Таинства Брака (Венчание). Они напоминают о чистоте и царском достоинстве первосозданной человеческой четы – Адама и Евы, и знаменуют собою венцы, уготованные супругам в Царстве Небесном по окончании их совместного многотрудного пути ко спасению
Венчание
 — богослужение, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается христианский брак. Венчание совершается священником преимущественно из белого (немонашествующего) духовенства. В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обручения (хотя они и могут быть разделены во времени). Во время венчания священник с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и совершает молитвы
Вечерня
— общественное богослужение, совершаемое вечером. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня - под праздники и воскресения. Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением. Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу
Викарий
(лат. наместник) архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею. Исполняет поручения по делам епархии
Водоосвящение
 — освящение воды, совершаемое священником (или архиереем) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое (великая агиазма) и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое в дни некоторых праздников, а также по желанию верующих в любой день
Великая агиазма
— см. Агиазма
Возглас
— краткое молитвословие, провозглашаемое священником или архиереем. Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы и состоящее обычно из славословия Пресвятой Троицы. Уверенность, что молитвы будут услышаны, выражается пением после каждого возгласа аминь
Воздвижение Креста Господня
— праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых (слав. двенадцать) непереходящих (неподвижная, не плавающая дата). Празднуется 27 сентября. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 г. вблизи Иерусалима на месте Распятия Иисуса Христа - Голгофе. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой и иерусалимским патриархом Макарием и воздвигнут на месте обретения, чтобы Ему мог поклониться сошедшийся народ. В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост
Вознесение Господне
— праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых (слав. двенадцать) переходящих (с плавающей датой). Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели.
В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо . (Лк, 24; 51). И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1; 9-11).
Всенощное бдение
— общественное богослужение, соединение трех служб (великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа).  Древний обычай совершать всенощное бдение основан на примере Спасителя и Св. Апостолов - бдение в Гефсиманском саду. В древнее время всенощное бдение как следует из названия длилось всю ночь. В наше время, обычно, на приходах и в большинстве монастырей бдение совершается в вечернее время и по немощи человеческой служба не такая продолжительная.
Вход
— торжественный вход священнослужителей в алтарь через царские врата (составная часть службы).

Например, на вечерне:
  • вход с кадилом
На литургии:
  • Малый вход - Вход с Евангелием
  • Великий вход - перенесение даров с жертвенника на престол
В настоящий момент вход является символическим. В древности же, Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть
Вход Господень в Иерусалим
— праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых переходящих. Празднуется в шестое воскресение Великого поста (за неделю до Пасхи). В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии, въезжавшего в город "на осляти" в сопровождении апостолов. Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев (Ин. 12; 12-13). Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! (Мф. 21; 9).
На Востоке существует традиция в день праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями, в России приносят ветки вербы. Отсюда произошли другие названия праздника: Неделя ваий и Вербное воскресение
Вербное воскресенье
— см. Вход Господень в Иерусалим
Венчик погребальный
 — атласная или бумажная лента с изображением Спасителя, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи, возлагаемая на чело (лоб) усопших; символизирует венец славы в Царстве Небесном (2Тим. 4;8), принадлежность новопреставленного к светлому сонму чад Церкви Христовой и верности ей до конца
Верные
— христиане, прошедшие оглашение (катехуменат) и принявшие крещение. В древней Церкви было принято различать оглашенных и верных. Христиан, прошедших ступень устного наставления в вере (оглашения или катехумената), крестили и допускали к причастию. В отличие от оглашенных христиан или катехуменов, верные христиане считались духовно возрожденными членами Церкви. По мнению св. Климента Александрийского, разница между верными и оглашенными заключается в том, что оглашенные только хотят жить по-христиански, а верные, принявшие Таинство крещения, имеют благодатную силу для такой жизни. Верные присутствовали на той части литургии, где происходило перенесение честных Даров с жертвенника на престол, преложение Даров, приготовление верующих к причащению, само причащение, благодарение за причащение и отпуст. На этой части литургии не присутствовали оглашенные, поэтому она получила название «литургии верных»
Ветхий Завет
1. Договор, который Бог заключал с различными представителями древнего человечества (до прихода Иисуса Христа) для того, чтобы через них сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюду заблуждения. Например заветы с Авраамом, Моисеем

2. Собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии. Является неотъемлемым основанием Нового Завета. К книгам Ветхого Завета обращался и Иисус Христос разъясняя волю Божию и домостроительство спасения
Ветхий человек
— состояние падшей природы человека; совокупность греховных страстных навыков, действующих в человеке после первого грехопадения Адама и Евы, результатом чего явилось искажение природы человека; извращенное (противоестественное) состояние человека, то есть состояние человека, следующего греховным страстям.
Данное состояние падшей природы усваивается человеку от рождения и вся христианская жизнь состоит в обновлении ветхого человека, усвоении себе природы Христа
Вечные муки
— нескончаемые мучения, ожидающие после Страшного суда сатану, демонов и людей, не покаявшихся пред Богом и не исправивших жизнь по Его заповедям, данным в Евангелии (Мф. 25:46).
К ним относятся:
- вечный огонь (Мф. 25, 41) – жгущий, но не сжигающий 
- вечная тьма (Мф. 25:30) – абсолютная темнота
- неусыпающий червь (Мк. 9:44-48) – непрестанно ядущий, но не съедающий 
- тартар – вечный холод,
а также другие муки, соответствующие тяжести согрешений.
Кроме того, нескончаемой нравственной мукой для узников ада будет лишение Божественной любви, отвергнутой ими при жизни по их собственному волеизволению

Не следует непременно воспринимать это как физические реалии (червь и т.д.), это прежде всего духовный образ состояния мучений передающий суть мучений «там будет плач и скрежет зубов»
Воцерковление
1. Молитвословия и священнодействия, которые произносятся и совершаются священником над вступающими в Церковь - крещаемыми людьми.
2. Усвоение начал православного вероучения и осмысленное вхождение верующего в церковную жизнь.
Воцерковление – это как бы врастание человека в организм Церкви, превращение из христианина номинального в христианина реального, вхождение в ее жизнь настолько глубокое, что эта жизнь становится в полной мере и его жизнью (Иеромонах Нектарий (Морозов)
Воцерковление происходит, когда церковная служба становится для человека органичной и естественной, когда он не представляет своей жизни без неё. Это не значит, что человек становится праведником, вовсе нет. Но это значит, что у человека появляется общая с Богом жизнь (прот. Александр Лаврин)
Враги рода человеческого
— Врагом человека Спаситель назвал дьявола (Мф. 13:28). Падшие ангелы, возглавляемые дьяволом стремятся погубить человеческую душу, действуя через всеваемые в человека греховные помыслы. Усвоенные человеком греховные помыслы становятся страстями, которые превращают человека в раба дьявола, делают его противником Всесвятого Бога
Вселенский собор
— собрания предстоятелей и представителей всех Поместных Церквей, созываемые для низложения ересей и утверждения истин вероучения, для установления догматов (правил), обязательных во всей Церкви, и для решения вопросов, имеющих общецерковную важность.
Догматические и канонические решения и правила Вселенских Соборов признаются обязательными для всей Церкви.

Всего было семь Вселенских Соборов:
  1. Никейский 1-й (325 г.)
  2. Константинопольский 1-й (381 г.)
  3. Ефесский (431 г.)
  4. Халкидонский (451 г)
  5. Константинопольский 2-й (553 г.)
  6. Константинопольский 3-й (680 г.)
  7. Никейский 2-й. (787 г.)
Второе пришествие Господне
— пришествие в конце времен с Небес на землю Господа Иисуса Христа в Божественной славе и силе: Он уничтожит власть над народами антихриста; ввергнет в вечный огонь диавола и демонов (Откр. 20:10); воскресит и представит пред Собою на суд, называемый Страшным, всех живших на земле людей и определит вечную участь каждого (Мф. 25, 31-46; Откр. 20, 11-15); преобразит мир, предав огню старый и сотворив новый – нетленный, духовный, где праведники будут вечно пребывать с Богом и в Боге (2 Пет. 3, 3-13; Откр. 21 и 22)
Вайя
(мн.ч. вайи) пальмовые ветви, с которыми народ встречал Спасителя, шествующего в Иерусалим (Ин. 12:13). В воскресенье, называемое Вербным, когда Церковь празднует это событие, в храме совершается освящение верб которые заменяют в наших (северных) широтах вайи. Распустившиеся ветви знаменуют победу жизни над смертью, совершенную Спасителем, и воскресение. Освященные вербы верующие приносят домой и хранят в красном углу
Велиар
(евр. "беззаконный, нечестивый, отступник") – одно из имен диавола
Вериги
— Разного вида железные цепи, полосы, кольца, железная обувь, медная икона на груди и пр. носимые монахами-аскетами на голом теле, для смирения плоти.
Вот как писал о них свт. Григорий Богослов: Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех. Этот знак распятия плоти со страстями чувствительно воздействовал на волю через воздействие на тело. Великие подвижники тем самым не доставляли телу покоя и удовольствия
Владыка
— наименование правящего архиерея
Восприемники
Восприемники (иначе крестные) — свидетели Таинства Крещения, поручители за веру крещаемого, обязанные наставлять его в правилах христианской жизни и вере
Воскресная школа
— учебное заведение/занятия, действующее при храме или монастыре, в котором изучают основы веры, Закон Божий, историю Церкви и другие предметы, кроме того, учащиеся могут получить ответы на вопросы в церковной жизни. Бывают школы как для детей так и для взрослых. Воскресной называется потому что чаще всего занятия проходят в воскресенье, после службы